1 9 9 0
* * *
/текст-оригинал к фотографии, опубликованной лишь в 1993 году/
Однажды, в фотолаборатории, в пятницу, перед выходными днями, я оставил после работы немного проявителя в ванночке. По-видимому торопился куда-то и не смыл его.
А в первый день следующей недели обнаружил в кювете кристаллические фигурки. Вытащил их на свет, положил на чёрную бумагу и сфотографировал. Фотография перед вами. Нетрудно увидеть в фигурках знакомых зверюшек.
К сожалению, они остались только вот в таком виде. Через некоторое время кристаллы потемнели и рассыпались.
23.04. /?, наверное – 1990, последний год работы на заводе; скорее всего – было лето – жара, хотя, мог быть и апрель, грели ещё батареи в лаборатории, и при закрытых дверях температура могла стать высокой./
*
* * *
/продолжение и окончание; начало, скорее всего, не сохранилось/
А вот кто ответит, что такое обеденный перерыв? Наверное, перерыв, предназначенный для обеда? Возможно. Только недавно встречаю своего старого приятеля, он идёт из столовой и спичкой в зубах ковыряет.
Стрелки на часах в этот момент показывают, что перерыв только две минуты как начался. И что же остальные тридцать восемь минут он собирается делать, знаете? Думаю, что догадываетесь. «Козла» забивать. Так что для некоторых обеденный перерыв почти полностью «козлиным» называется.
И ещё об одном моменте. О бесчеловечности нашей охраны. Посмотрите, какие толпы людей собираются порой за десять минут до окончания рабочей смены у дверей проходной. И хоть бы одного человека пропустили через «вертушку». Нет-таки. Всех ждать заставляют понапрасну. А время-то идёт. Время бесследно тает.
Кто же ответит: из-за чего теряется рабочее время? Может быть, из-за дальновидности начальства, а может быть, из-за интереса и заинтересованности к работе, от полной загруженности рабочего своим делом, или же от чьей-либо сознательности? Может, отчего ещё?
Давайте подумаем.
И решим.
/Набрано с незначительной правкой 30.06.12, 14:25 – В.Б./
*
КОМПЛЕКС ЗДОРОВЬЯ
/оригинальный текст из областной газеты/
Пройдя на территорию бывшего стадиона «Трудовые резервы», что располагается на улице Ворошилова, я несколько изумился. В прошлом году летом был здесь: тогда в землю забивались бетонные сваи, и торчали они, как разрозненные колышки. А теперь тут высились контуры корпусов, мерцала сварка, подъёмные краны ворочали столбы и плиты, перемалывая колёсами грязь, работали машины.
Заказчиком на этой стройке выступает научно-производственное объединение «Энергия».
Первые строители пришли сюда в 1986 году. Но, расчистив место для будущей площадки, произведя кое-какие земляные работы, ушли: новый объект не был в плане. Работы возобновились с октября 1987 года.
В день недавнего моего посещения, 1 марта, возле дверей прорабской мне встретился мастер Алексей Николаевич Малахов. Последние 26 лет он работает во втором тресте, в своё время строил Дворец спорта «Юбилейный». Извинившись, он попросил подождать его. И пока Малахов решал различные проблемы с рабочими, я наблюдал за ходом работ. Людей, занятых делом, насчитывалось не так уж и много.
Чуть позже, в прорабской, Алексей Николаевич признался, что не хватает кирпича: «Был бы кирпич, стройка нашла бы строителей. Всё есть: цемент, доски, ни на что не жалуюсь, строители – хорошие ребята, а вот с этим туго».
И по этой причине строительство, конечно же, затягивается. Не известен, не запланирован тот день, когда последний штрих к портрету спортивно-оздоровительного комплекса будет положен. Да и окончательной сметы никто пока ещё не знает. В этом году освоено должно быть 900 тыс. рублей, а всего освоено 2,2 млн. рублей.
Хочется, чтобы долгожданный день наступил быстрее.
/За день до этой публикации в «Молодом Коммунаре» вышел материал «СОК... с выдержкой»; я наткнулся на него совершенно случайно; подписан он был инициалами «О.К.», и материал этот местами показался очень похожим на мой, хотя в нём и приводились данные, отсутствовавшие в моей корреспонденции.
Об этом эпизоде можно было бы и не упоминать, если бы не ещё несколько «совпадений» подобного характера, случавшихся в моей жизни. Приведу здесь два примера.
1. Фразу, которую я «подслушал в народе» и опубликовал в «Монтажнике», через какое-то время в телевизионной передаче как свою читал сатирик Михаил Задорнов. Но это чистое совпадение. А вот следующее...
2. Сразу после написания мной стихотворения «Калина», я отослал его в воронежскую писательскую организацию. Спустя время прочитал в областной газете, что ведущий поэт области на каком-то выступлении обнародовал своё новое стихотворение «Калина», вызвавшее бурный восторг у слушателей. Вот здесь в совпадение верится с трудом. – В.Б., 26.10.04, 14:41./
*
А У НАС ТАКОЕ НЕ СЛУЧИТСЯ ?
«Решением собрания партийной организации тов. Иванов исключён из рядов КПСС за потерю связи с партийной организацией и неуплату членских взносов». Такие слова можно прочитать в постановлениях бюро парткомов самых различных предприятий. Но всегда ли помнят те, кто выносит эти ответственные решения, о том, что за ними стоит конкретный человек, с непростыми порою жизненными обстоятельствами? Особенно тактично нужно подходить к вопросу исключения из партии, когда дело касается пенсионеров. А так бывает далеко не всегда.
К моей тёще, члену КПСС с 1949 года, пришли с её бывшей работы (з-д «Электросигнал») за партийными взносами.
Пять лет она на пенсии, и приход к ней за это время был первым. Год назад, правда, она, тяжело больная женщина, собрала нужную (уже немалую) сумму денег, и ходила к заводу, чтобы заплатить эти взносы. Но её не пропустили через проходную. На этот же раз такой крупной суммы у неё не оказалось. «Товарищи с работы» вежливо попросили написать заявление об исключении из рядов КПСС, и, торопясь поскорее уйти, забрали партийный билет, оставив на память только обложку, в которой он хранился. А ведь она просила оставить ей билет, и когда отдавала его, руки её дрожали.
После ухода «гостей» я вошёл на кухню. За столом сидела моя тёща, Лидия Алексеевна, родственница Стаханова, ударник и ветеран труда. Она плакала. совсем бесшумно. О чём думала она? Может быть, о том, что её «гостья» совсем уже не похожа на ту девчонку, которая работала за соседним с ней станком. Теперь она в дорогой одежде, имеет отдельную квартиру. А в доме Лидии Алексеевны стены за эти годы покосились, крыша течёт. За бесконечные ремонты приходится платить немалые деньги. Тяжёлая работа на производстве совсем подорвала здоровье. И вот такое отношение бывших товарищей. Обидно? Ещё бы!
А может быть, она думала о том, что беззаветная вера в идеалы партии, надежды на светлое будущее были обмануты.
«Лидия Алексеевна, – говорю я ей, – давайте я напишу о вас в газету». «Не надо, – отвечает, – таких, как я, сегодня много. И никому мы, конечно, не нужны».
А у нас такое не случится?
/С подобным материалом я побывал в главных воронежских газетах: «Коммуне» и «Молодом Коммунаре», но получил отказ. Ссылались на то, что текст написан в непонятном жанре: не журналистика, но и не художественное. На самом же деле, они просто не могли опубликовать такое по политическим мотивам. А вот заводская многотиражка дала его (смотри выше) в несколько изменённом варианте. Оригинал же читайте далее./
Т Ё Щ А
К моей тёще, члену КПСС с 1949 года, пришли с её бывшей работы за партийными взносами.
Пять лет, как она на пенсии, и приход к ней за это время был первым. Год назад, правда, она собрала нужную сумму денег и сама, на больных ногах, страдающая астмой, ходила к заводу, чтобы заплатить взносы, но её не пропустили через проходную. На этот раз денег у неё не оказалось, и ей пришлось написать заявление о выходе из партии.
Написать заявление ей вежливо помогли и, торопясь поскорее уйти, забрали партийный билет, оставив на память только обложку, в которой он хранился. А она просила их оставить ей билет, и, когда отдавала его, руки её дрожали.
После ухода гостей я вошёл на кухню. За столом сидела моя тёща, родственница Алексея Стаханова, тридцать лет проработавшая на родном предприятии, ударник и ветеран труда. Она плакала. Она плакала бесшумно: по спокойному лицу из глаз, воспаленных от слёз, скатывались маленькие капли.
О чём думала она?
Может, о том, что партийный работник, приходившая к ней, сейчас уже не похожа на ту девчонку-замарашку, работавшую на соседнем станке и поехавшую учиться в ВПШ: теперь она в дорогой одежде, увешана золотыми украшениями, имеет отдельную квартиру. А в доме тёщи стены за эти годы покосились, крыша течёт, потолок местами обвалился, и, чтобы выкачать канализационный слив, приходится платить.
В войну она управляла эвакуированным колхозом, потом растила детей, трудилась на заводе, держала на своих плечах домашнее хозяйство. И что получила в итоге?
А может, и о том, что беззаветная вера в идеалы партии, надежды на светлое будущее, а вместе с ними и вся жизнь были обмануты.
– Лидия Алексеевна, давайте я напишу о вас в газету, – говорю ей.
– Не надо, – отвечает она, – таких, как я, в партии много, и партии нужны лишь наши взносы.
/Правка от 29.10.04./
*
НАШ СОК И КИРПИЧНЫЙ РОК
Пройдя на территорию бывшего стадиона «Трудовые резервы», я немного удивился. Ещё в прошлом году был здесь: тогда в землю только забивали бетонные сваи. А теперь уже высятся арматуры корпусов.
Первые строители по заказу нашего НПО пришли сюда в 1986 году (подрядчик объединения – СМУ-2). Но, расчистив место для будущей площадки, произведя кое-какие земляные работы, ушли: новый объект пока не был в плане. Работы возобновились с октября 1987 года.
Около «прорабской» мне встретился мастер, Алексей Николаевич Малахов. Последние 26 лет он работает во втором строительном тресте, в своё время строил в нашем городе дворец «Юбилейный». Спрашиваю его о трудностях СОКа.
«Главное – не хватает нам кирпича, – говорит Алексей Николаевич. – Был бы кирпич, нашли бы мы и строителей, а то получается, что простаивают рабочие. Заказали, к примеру, на март 100 тыс. кирпича, а получили только 35. Да только в такой ситуации сложно помочь. И по области кирпича не хватает. В не столь далёкие времена закрыли несколько кирпичных заводов. А, между прочим, объём потребления этого строительного материала всё возрастает. Другими стройматериалами, досками, цементом мы обеспечены. Да и строители работают неплохо».
И всё-таки стройка затягивается. Не известен, не запланирован тот день, когда последний штрих к портрету спортивно-оздоровительного комплекса будет положен. Да и окончательной сводной сметы строители пока ещё не знают.
Но хочется, чтобы этот долгожданный день наступил и поскорее. Чтобы работникам «Энергии» открылись, наконец-то, двери различных спортивных залов: лёгкой атлетики, художественной гимнастики, общефизической подготовки; демонстрационный зал на 500 мест, где будут проходить волейбольные и баскетбольные матчи; и, конечно же, бассейн.
Что ж, мы терпеливо ждём этот день. Слишком терпеливо, наверное.
/«Энергия» тоже опубликовала мой материал, который я принёс в редакцию заводской газеты после публикации в «Коммуне». Но многотиражка, в отличие от главной областной газеты, давшей корреспонденцию без каких-либо изменений, довела текст до варианта, размещённого выше./
/Недавно я проезжал бывшие «Трудовые». Там так ничего и не закончили до сих пор. – В.Б., 9.07.12, 22:19./
*
ЭТО ВАШ ШАНС !
/с небольшим сокращением/
В последнее время уже никого, пожалуй, не удивишь выходом новой газеты.
Всколыхнувшаяся жизнь нашего общества, «Закон о печати», многопартийность породили множество различных печатных изданий.
Перед Вами, уважаемые читатели, первый номер, первой литературно-публицистической газеты молодых авторов.
Мы уверены, что название «Виктория» полностью отражает состояние авторов этого номера, большинство которых публикуются впервые. И впредь мы будем отдавать предпочтение именно таким авторам. С одной стороны, это риск – печатать довольно слабые вещи, но с другой стороны, молодым людям, занимающимся литературным творчеством, подчас невозможно пробиться на страницы периодических изданий, а среди них немало талантливых. Мы считаем, что открытием первого номера газеты является Олег Комаров и желаем ему творческих удач в дальнейшем. Для читателей «Виктории» в данном случае предоставляется возможность прочитать то, что они нигде бы не смогли увидеть.
Также не только потому, что мы хотим идти в ногу со временем, но и оттого, что мы преклоняемся перед женской красотой, открываем на своих страницах фоторубрику «Женщина XXI века»...
...Уважаемые читатели! Свои замечания, пожелания, отзывы направляйте по этому же адресу. Выход газеты планируется ежемесячно.
/В книге «НСТЭ» не было. Вставлено автором в электронный вариант./
*
ТАЙНА НЕВИДИМКИ РАСКРЫТА
26 сентября в «Коммуне» появилось сообщение о том, что в Воронеже вышел первый номер новой молодёжной литературно-публицистической газеты «Виктория». С виду газета как газета, только из неё нельзя было узнать, кем она издана, кто её учредитель и кто редактор.
Но узнать всё-таки хотелось. И вот я обратила внимание на то, что в этом номере газеты дважды повторялась фамилия Булатов. Первый раз это был Олег Булатов – автор стихотворения, второй раз Вадим Булатов – автор очерка. Я стала припоминать, что фамилию эту мне и раньше приходилось где-то встречать. И вдруг вспомнила! Фотографии Вадима Булатова публиковались в «Коммуне». И не так давно. Перелистала подшивку. Так и есть. Все его снимки были из НПО «Энергия».
Звоню редактору многотиражной газеты «Энергия», своей давней приятельнице Людмиле Владимировне Коноплиной, интересуюсь, не знакома ли ей такая фамилия.
– Как же не знакома, – говорит она. – Вадим Булатов постоянно печатает у нас свои снимки, а работает в одном из ведущих отделов объединения фотолаборантом.
К концу рабочего дня в редакцию «Коммуны» уже входил высокий молодой человек. Мы разговорились. Оказалось, что именно он, Вадим Булатов, является и редактором, и учредителем «Виктории», и автором одного из очерков, опубликованных в газете.
Вадиму – двадцать восемь лет. Женат. Четырёхлетнюю дочь зовут Виктория (отсюда-то и название газеты). Работу фотолаборанта сочетает с заочной учёбой на факультете журналистики ВГУ и на Всесоюзных курсах фотожурналистики в Москве (при фотоцентре Союза журналистов СССР). Его младший брат Олег – рабочий нефтебазы. В первом номере «Виктории» опубликовано одно из первых стихотворений Олега.
– В июне этого года, – сказал Вадим, – у меня родилась идея выпускать литературную газету, рассчитанную в основном на молодых людей, ранее не печатавшихся, потому что по себе знаю, как трудно что-то опубликовать без связей и знакомств. Тогда я ещё не представлял, как она будет выглядеть, где её будут печатать и будут ли её печатать вообще. Уверенности в этом не было, и надо сказать, что не было её до последней недели. Были только желание и энтузиазм. Я почти полностью забросил домашние дела, стал реже встречаться с друзьями.
Начал с того, что стал искать авторов и тех людей, кто смог бы мне помочь с выпуском газеты. Критическое положение с бумагой почти перечеркнуло все мои планы. Я обращался в несколько инстанций по месту своей работы, ходил по редакциям газет, но тщетно. Наконец мне удалось договориться с одной молодёжной организацией города, которая пообещала взять на себя техническую сторону дела и стать учредителем газеты. Однако быть моим спонсором им не хотелось, и поэтому регистрировать газету мне бы пришлось за свой счёт.
Вот так всё лето мне и приходилось жить в надежде и отчаянии, пока я не обратил внимание на выпуск газеты «Брейн-ринг» городского клуба интеллектуальных игр, вышедшей тиражом в 1000 экземпляров (для не читавших Закон о печати – такой тираж не требует регистрации) на базе одной многотиражки. Я поступил аналогичным образом.
Главная же цель, стоящая передо мной, – это выявление интересных, талантливых авторов. Так, уже сейчас я хотел бы отметить поэзию Олега Комарова и Ирины Васильевой, и считаю, что если они не бросят своё занятие, то смогут добиться в дальнейшем многого.
Если какое-то предприятие захочет стать моим спонсором, то этот вопрос можно будет обсудить. =
Так была раскрыта тайна «Виктории».
/Совместно с Э.Носыревой./
1 9 9 1
ВИКТОРИЯ БУЛАТОВА
Она родилась 12 февраля 1986 года. Уже в марте 1988 произнесла несколько стихотворных рифм и сочетаний, первое из которых в тот момент, когда ела копчёную рыбу и обнюхивала свои руки: «Ручки-вонючки».
«Спят Ивашки, спят букашки.
Сова медведя съела».
Здесь мы дадим только некоторые произведения юной поэтессы, ну а оценивать их предстоит вам, читатели.
Стихотворение в прозе:
«И собак боюсь,
и кошек боюсь,
и сидеть боюсь,
и лежать боюсь –
всё боюсь».
(20 апреля 1988 г.)
«Этот милый кот –
Мот. Да, вот».
(23 апреля 1988 г.)
«Под дождём, под дождём
В садик мы идём.
Под дождём, под дождём
Сами мы идём.
Под дождём, под дождём
С папой мы идём.
Под дождём, под дождём».
(Лето 1988 г.)
Опять по дороге в детский сад:
«Листья жёлтые летят,
Под ногой шуршат, шуршат.
Скоро будет детский сад».
(Осень 1988 г.)
«И весною флаги дуют,
Хорошо у нас весной.
И весною флаги дуют,
Ты пойдёшь гулять со мной».
(30 апреля 1989 г.)
«Дикая кошка
села на окошко.
Причесалася опять,
стала пяточки лизать».
(12 июня 1989 г.)
«Умываются котята,
Умываются щенята,
Умывается малёк,
Умываются утята,
Умывается хорёк».
(17 июля 1989 г.)
Это явно навеяно К.Чуковским. Да и следующее стоит воспринимать как критический отзыв на «Муху-цокотуху»:
«Муху надо зарубить,
Муху надо закоптить».
Ребёнок всё-таки смог понять, что загубленный паук куда более полезная личность, чем кровопийца комар и разносчица заразы муха. А вот эта фраза после уроков английского:
«Что тебе я подарю?
Неужели «ай лав ю»?»
(14 октября 1989 г.)
«Куда нельзя?
Из пластилина я!»
(Май 1990 г.)
«Становитесь вы на ножки,
Дети – маленькие крошки».
(2 июня 1990 г.)
«Осьминог, осьминог,
У тебя много ног
Потому, что ел пирог».
(11 июля 1990 г.)
Что ж, редакция будет ждать новых стихотворений молодого дарования.
1990-1991
*
ИВАН ИВАНСКИЙ
Этот человек воевал в Великую Отечественную. Во времена Брежнева был осуждён «за изготовление и распространение клеветнических измышлений, порочащих советский общественный и государственный строй». Вещественными доказательствами фигурировали стихи и проза. Наша редакция первая печатает его произведения.
Он пожелал публиковаться под псевдонимом. Будем надеяться, что его стихотворения найдут понимание у вас, читатели.
*
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГРУППА «ВИКТОРИЯ»
/в небольшом сокращении/
Датой её рождения можно считать 18 сентября 1990 года, когда вышла литературная газета с таким же названием.
Поэты и прозаики, входящие в эту группу, молоды, в основном до тридцати лет, хотя есть люди и пенсионного возраста.
Олег Комаров, Ирина Васильева, Алевтина Незнамова, Виктор Спириденко, Елена Скляревская, Иван Иванский, Зинаида Терских, Владимир Галицын, Лариса Розена, Владимир Келейников, Галина Константинова – вот неполный список тех, кто выступал на страницах новых литературных газет Воронежа. Разные жанры, стили, темы прекрасно уживаются вместе.
Почти все перечисленные авторы до этого нигде не печатались. Исключение составляют Зинаида Терских, Владимир Келейников и Владимир Галицын. У последнего, кстати, недавно вышел небольшой сборник стихов, качественных и интересных.
Газеты литературной группы «Виктория» издаются на средства авторов...
...Дальше читатель может познакомиться с творчеством Вадима Гордого, создателя этой группы. В ноябре, спасая другую жизнь, Вадим погиб. Ему только что исполнилось 28 лет.
*
* * *
Неизвестно в каком году одно литовское издательство «Жалтвиксле» выпустило в свет книжку «Павел и Тамара Глоба, М.Нострадамус "Будущее России и всего мира"». Мы предлагаем читателю материал из этого издания. Быть может, кто-то оценит наши усилия.
*
/В январе 1991 года Александр Сухоруков предложил мне посетить Хохольскую типографию и издавать газеты там. За такую «чудную наводку» я обязался некоторое время в выходных данных своего издания указывать, что издание «Выпущено при попечительстве Профсоюза литераторов» (при этом стояла и моя фамилия как издателя и редактора). Начиная с брошюрки «Как приготовить...», где эта строчка отсутствует, я перестал иногда упоминать ПЛ в своих изданиях и чаще переходил на пометку «Издано Агентством "Виктория" ВПО ПЛ». – 6.11.04.
А с 27 ноября 1991 года в выходных данных перед фамилией редактора или издателя и редактора (то есть своей) я стал ставить «Редакционно-издательское агентство "Вадим"», «Фирма "Модус" ПЛ» или «РИА "Вадим"», или же «МППЛ "Модус"». С одной стороны это был акт благодарности за участие в моей судьбе, с другой стороны – моё официальное прикрытие от налоговых служб.
И только с 1 апреля 1992 года, с выходом первого номера «Воронежской лжи», я стал меньше бояться налоговиков и «прочих грабителей» и стал ставить в конце издания только одну свою фамилию.
Был случай, когда на первом томе афоризмов А.Давидовича я указал и Профсоюз литераторов, и фирму «Модус», в которой тогда числился по трудовой книжке; не забыл и себя. Но одна из городских газет (к сожалению номер её у меня не сохранился), название которой я не помню, горячо приветствовала выход этой книги и поздравляла с этим событием ПЛ, «Модус» (которые даже и не ведали, что такая книга вышла) и Верхнехавскую типографию, где эта книга была отпечатана. Обо мне почему-то не упоминалось. Эта газета просуществовала всего 2 или 3 номера.
Ещё на протяжении 1991 года я как минимум два раза принимал участие в выпусках изданий от Профсоюза, где был корректором детских стихов С.Я.Маршака и техническим редактором брошюры «О налогах с граждан в РСФСР». – 11.11.04.
С 1 октября 1992 я начал ставить (в большинстве случаев) в выходных данных Предприятие Профсоюза литераторов фирму «Ампир», директором которого был назначен, иногда добавляя – («Вампир»). Так продолжалось до конца года, но уже 9 декабря в первой брошюрке серии «То, что я успел», мной было указано Предприятие «Поли», моё собственное предприятие. – 16.11.04, В.Б./
*
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГРУППА «ВИКТОРИЯ»
Аркадий Давидович является гордостью и достоянием этой литературной группы города Воронежа. Само объединение довольно молодо. Начало своё существование с сентября 1990 года. Костяк группы составляют неизвестные пока воронежскому читателю поэты Олег Комаров, Владимир Галицын, Лариса Розена, прозаик Виктор Спириденко.
С основателем этой группы Вадимом Гордым Аркадий Филиппович был хорошо знаком. Но трагический случай, произошедший в конце 1990 года, оборвал жизнь талантливого и непризнанного человека. Поэтому некоторые свои вещи Давидович посвящает Вадиму. Например, такой афоризм: «Настоящий коммунист должен выйти из партии раньше, чем вступит в неё».
Недавно появился первый номер серии «Воронеж литературный»; в нём стихотворения Вадима Гордого. Готовится к выходу четырёхтомник с его произведениями.
А настоящая книжка является четвёртым изданием А.Давидовича в рамках «Виктории». Хочется надеяться, что выйдет и пятая, и шестая, и седьмая... дай Бог ему здоровья.
А вы, читатели, следите за рекламой.
Итак, читаем Давидовича.